Anothercat

DJI Naza-M Lite/Naza-M V1/Naza-M V2

339 posts in this topic

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МУЛЬТИКОПТЕРОМ

 

После поломки системы стабилизации от ZERO, срочно пришлось подыскать бюджетный девайс (как говорится чтоб дешево и сердито). Выбор пал (благодаря Александру Дроздову) на DJI NAZA-M Lite стоимостью около семи с половиной тышш рэ. И Вы знаете! Приобретение как то очень обрадовало. Мало того что при минимуме и простоте настроек, максимально возможный функционал, так и еще очень продвинутая система управления отключением двигателей и интеллектуальная система ориентации. 

 

fzsk9kfihpl4.jpg

 

 Девайс полетел прямо из коробки, потребовалось только настроить конфигурацию коптера, расположение GPS и компаса относительно ЦТ и откалибровать компас. Процедура калибровки упрощена до предела. В наличии все режимы полета как у взрослых апп. Мануальный, автоматическое удержание высоты и позиции, возврат домой.

 

   Интелектуальная система ориентации включает 2 режима: Курс Лок и Хоум Лок.

  Курс лок: При включении режима аппарат принимает заданный системой при включении или оператором в полете курс за базовую систему координат. При любом положении носа аппарата при отклонении стика по тангажу летит вдоль курса вперед или назад, а при работе крена смещается вправо или влево.

   Хоум лок: Очень занятный режим. За базовую точку принимается точка старта или координата заданная оператором в полете. Опять же работает при любом направлении носа аппарата. Отклонение стика тангажа будет приводить к движению от или к базовой точке, а крен все так же смещение вправо влево. В этом режиме можно спокойно лететь к точке старта с отклоненным до упора руддером. Те выглядит это так: по небу несется бешено вращающийся волчок, но при этом сохраняет строго заданный курс к точке старта (попробуйте это сделать - без долгой тренировки вряд ли получится).

 

Удержание позиции по GPS и бародатчику работает всегда (разумеется при наличии сигнала со спутников), даже когда в быстром полете если резко бросаешь стики управления, коптер возвращается в то место где это произошло.

 

Порадовала настраиваемая, 2х ступенчатая система защиты от разряда батарей. (На ZERO UAV YS-X4 ее вообще нет). Пр срабатывании первой супени включается индикация, при второй аппарат снижает чувствительнось  по каналу газа (дабы не дергали резко) и выполняет посадку. Но при этом полостью находится под контролем (т.е. если вам хватит заряда батарей то и может и дотянете до берега моря, а не тупо камнем в планету :) ).

 

В контроллере так же предусмотрено управление подвесом камеры, (компенсация угла наклона камеры по 2м осям). Разумеется их программы по USB можно настроить работу подвеса.

 

Единственный минус NAZA-M Lite: Невозможность дальнейшего апгреда и расширения.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как аппарат держится в "режиме удержания позиции" при облачности и в ветер?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как аппарат держится в "режиме удержания позиции" при облачности и в ветер?

Да! Ориентируясь на данные гироскопов, акселерометров, бародатчика и GPS система удерживает позицию (по описалову) +/- 2м. Но на практике +/- 1м, а то меньше. И если у вас не идет свинцовый дождь блокирующий сигнал с GPS, то аппарат будет висеть на месте. Причем для опыта брал его за ногу и оттаскивал метров на 5. Аппарат начинает сопротивляться всеми моторами и стоит только отпустить снова вернется на то же место. Облачность тут никакого влияния оказать не может, а ветер - при смещении аппарат стремиться вернуться на позицию и соответственно висит с креном и тангажом против ветра.

Edited by Anothercat

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поддерживает все системы многороторников. Интересует под трикоптер с поворотным рудером и трикоптер под 4 движка.

map likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот еще что не рассказал про систему отключения двигателей. Особо полезную начинающим. Обычно при первых опытах полетов, да и у матерых пилотов, бывают моменты когда аппарат кренится или падает на бок. Так в DJI проблему решили просто. Если стик газа ниже 10% и аппарат имеет очень большой крен - двигатели отключаются. И при автоматической посадке аппарат будет продолжать снижение пока не почувствует что снижение высоты прекратилось. Для примера поднимаем аппарат метров на 20. Задаем с пульта точку HOME (для использования режима Home lock). И включаем автоматическую посадку. Аппарат будет снижаться до тех пор пока не опустится на землю, а не выключит двигло на высоте 20м. Да и режим автоматической посадки (Back landing) имеет 2 способа: если высота ниже 20м, то аппарат набирает высоту до 20м, возвращается к точке старта и совершает посадку. Если высота выше 20м, то возврат осуществляется на текущей высоте. Одна ситуация в которую попадают пользователи DJI NAZA-M с режимом Back landing: при включении back landing при fail safe (при потере сигала) аппарат будет выполнять программу посадки даже при входе в зону действия передатчика. Для отключения приходится делать на пульте кратковременное переключение любого из режимов на Back landing и обратно. Контроллер рассчитан на управление даже 4х канальными пультами. Причем в таких режимах при потере сигнала приемником, или пропадании сигнала с него система включает свой fail safe с соответствующе заданными пользователем действиями.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поддерживает все системы многороторников. Интересует под трикоптер с поворотным рудером и трикоптер под 4 движка.

По документации NAZA-M Lite работает только с квадро и гексакоптерами  всех конфигов, в том числе и Y гексами с соосным винтами, NAZA-M V2 еще и с октокоптерами соосной схемы. Причем по видео из интернета соосная гекса умеет летать даже с одним отключенным двиглом.

Edited by Anothercat

Share this post


Link to post
Share on other sites
Порадовала настраиваемая, 2х ступенчатая система защиты от разряда батарей. (На ZERO UAV YS-X4 ее вообще нет). Пр срабатывании первой супени включается индикация, при второй аппарат снижает чувствительнось  по каналу газа (дабы не дергали резко) и выполняет посадку. Но при этом полостью находится под контролем (т.е. если вам хватит заряда батарей то и может и дотянете до берега моря, а не тупо камнем в планету )

 

Советую отключить :) Использование приводит к неконтролируемой посадке - очень неприятно. Причина - при резких эволюциях аппарата происходят "просадки" напряжения АКБ. Две "просадки" - и ... посадка. А батареи вполне еще свежие. Так что лучше таймер на аппаратуре поставить или по ОСД напряжение / ток контролировать.

Edited by Feduccio

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Порадовала настраиваемая, 2х ступенчатая система защиты от разряда батарей. (На ZERO UAV YS-X4 ее вообще нет). Пр срабатывании первой супени включается индикация, при второй аппарат снижает чувствительнось  по каналу газа (дабы не дергали резко) и выполняет посадку. Но при этом полостью находится под контролем (т.е. если вам хватит заряда батарей то и может и дотянете до берега моря, а не тупо камнем в планету )

 

Советую отключить :) Использование приводит к неконтролируемой посадке - очень неприятно. Причина - при резких эволюциях аппарата происходят "просадки" напряжения АКБ. Две "просадки" - и ... посадка. А батареи вполне еще свежие. Так что лучше таймер на аппаратуре поставить или по ОСД напряжение / ток контролировать.

 

Я видел работу данной системы у Александра Дроздова с этого форума и моей лично... У него все работает отлично (6 банок это 6 банок). Но у меня с 4 банками на гексе, как то это не вызывало напряга, ну пытается сесть ну и что? Добавил газа и лети дальше :). А так как у меня FPV c ОСД и прочими прибамбасами то мне эта функия не нужна. Я и так вижу когда надо чапать домой. Хотя в некоторых случаях функция и не лишена смысла. А дабы не было просадок - таки надо аккумы соответственные брать...

Edited by Anothercat

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хотелось бы тоже иметь у себя в комплекте к самолетам коптер. Выбираю между PHANTOM RTF и этим  http://www.bevrc.com/big-premotion-combodji-nazam-litegps-combo-f450-arf-kit_p667.html  Оба на НАЗА

13826650722.jpg

Не охот о переплачивать за пульт от фантома 100$, или есть еще какие то преимущества?

Посоветуйте пожалуйста .

Спасибо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если не хочешь переплачивать - сделай сам... 

 

mo5wg9hy5ke9.jpg

 

Например вот так:

Назу купил на eBay, двигуны, регули, пропыь и разветвитель питания на хоббикинге. Профиль на лучи купил в фирме продающей материал для рекламных конструкций. Текстолит на центральные шайбы и мотормаунты на радиобазаре. Чертеж мотормаунтов в инете и за 1 день готово.

На 2х5000мач 4s с гопро на подвесе летает 10 минут. (двигуны и пропы не те немного) с двигателями 4108 480kv будет летать минут 20

Edited by Anothercat
Kras and Иваныч like this

Share this post


Link to post
Share on other sites
Если не хочешь переплачивать - сделай сам...

Оо не...

Спасибо Константин. Ни имея ни какого представления о коптерах для меня это будет очень муторно и долго. Поэтому и спрашиваю совета про более собранный вариант.

.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Если не хочешь переплачивать - сделай сам...

Оо не...

Спасибо Константин. Ни имея ни какого представления о коптерах для меня это будет очень муторно и долго. Поэтому и спрашиваю совета про более собранный вариант.

.

 

Фигня война я тебе говорю! 4 палки с 4 дырками в каждой и 2 шайбы и  мотор маунты и весь коптер. уж двигуны прикрутить и регули повесить это элементарщина.

Роман026 and Kras like this

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Если не хочешь переплачивать - сделай сам...

Оо не...

Спасибо Константин. Ни имея ни какого представления о коптерах для меня это будет очень муторно и долго. Поэтому и спрашиваю совета про более собранный вариант.

.

 

Возьми Фантома - летает из коробки, легко настраивается и замечательно летает. Отличный аппарат, для начала... Потом поймешь - чего хочется, и соответственно пожеланию двинешься дальше. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да лан, 4 мотора к табуретке прилепить и полетит. Делай сам!

Роман026 and Anothercat like this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да лан, 4 мотора к табуретке прилепить и полетит. Делай сам!

Слушай! А это идея! Прикинь летающая версия детского табурета! И акумы есть куда присандалить и на саморезы моторамы привернул и все! Точно, как моторы новые придут на гексу - сразу старые так и облетаю! СПАСИБО за идею! Поржать хоть :)

 

Если не хочешь переплачивать - сделай сам...

Оо не...

Спасибо Константин. Ни имея ни какого представления о коптерах для меня это будет очень муторно и долго. Поэтому и спрашиваю совета про более собранный вариант.

.

 

Если нужно будет - помогем :)

Денис likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

ветер метров 8-10 с порывами

видно по траве и облачности

 

Edited by Anothercat

Share this post


Link to post
Share on other sites

ветер метров 8-10 с порывами

видно по траве и облачности

 а вы не подскажите, какую ОСД вы применили с Назой Лайт? насколько известно это второй недостаток этого автопилота-согласно сайта DJI, он не работает с родным ОСД для назы вообще. то есть просто что входит и как подключили. Заранее благодарю. С уважением Рауф Шукуров.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

ветер метров 8-10 с порывами

видно по траве и облачности

 а вы не подскажите, какую ОСД вы применили с Назой Лайт? насколько известно это второй недостаток этого автопилота-согласно сайта DJI, он не работает с родным ОСД для назы вообще. то есть просто что входит и как подключили. Заранее благодарю. С уважением Рауф Шукуров.

 

По идее для полетов на мультикоптерах важен только параметр напряжения тяговых акумов то пойдет любая осд показывающая напряжение. Если это будет осд с  GPS то просто удобней будет в незнакомых местах найти точку старта. У меня стоит хоббикинговская (аналог APACHE) OSD. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Раз появилась тема про НАЗУ, напишу тут. Хочу поделиться, что нужно делать, чтобы ваша НАЗА не падала по причине разряженной батареи. Есть несколько способов контроля за бортовым напряжением, озвучу известные мне, кто знает еще дополнит:

1. Встроенный контроллер напряжения в самой НАЗЕ, точнее программно настраиваемый алгоритм срабатывания аварийной посадки по напряжению.

2. Звуковой индикатор разряда батарей, в простонародье "пищалка", которая цепляется на балансировочный разъем ходового аккумулятора.

3. Использование хронометража полета (таймер на аппаратуре, часы, секундомер), с предварительно проверенным временем уверенного полета.

4. Использование OSD с возможностью отображения напряжения ходовой батареи.

 

На мой взгляд, только использование НЕСКОЛЬКИХ СПОСОБОВ контроля напряжения, описанных выше, может обеспечить безопасные полеты и избавить от падений коптера. 

 

Теперь, остановимся подробнее на каждом пункте.

1. В самом контроллере НАЗЕ реализована функция контроля напряжения ходовой батареи, но многие почему-то пренебрегают данной функцией, хотя сам производитель в инструкции настоятельно РЕКОМЕНДУЕТ ее использовать. К своему, стыду, я сам использую данную функцию, она мне очень нравится, настраивал интуитивно, но только недавно я прочитал родной мануал и узнал для себя много нового, так что совет всем - читайте первоисточники, а не советы на форумах :), к советам можно прислушиваться, но отталкиваться надо от мануала!!!! И так, у контроллера есть два порога, первый - предупреждение, второй - посадка! Автоматическая посадка возможна только в GPS и Ati режиме, в Manual Mode, работает только световая индикация, будьте внимательны!

Для корректной работы данной защиты необходимо:

- Первым делом правильно откалибровать внутренний вольтметр НАЗА, для этого, при подключении контроллера к РС при полностью заряженной батареи, необходимо зайти в Voltage Monitor и нажать кнопку Calibration, и САМОМУ внести в окно реальное значение напряжения, измеренное предварительно внешним вольтметром. У меня, при первом включении НАЗА "врала" на 0,5В в меньшую сторону.

- Выставляем первый уровень напряжения. Там есть три окошка, No Load (без нагрузки), Loss (потери) и Loaded (под нагрузкой). Первый два значения вбиваем ручками, последние рассчитывается автоматом. Самое интересное тут, нужно правильно выставить напряжение No Load и Loss. Инструкция говорит следующее. Выставляем No Load на 1 вольт меньше, чем полностью заряженная батарея и больше чем минимальный уровень напряжения для нашего типа батарей, для липо принято 3.3В. Не совсем понятно как это, по этому я выставлял в No Load, напряжение близкое к разряду акка, так как важно знать просадку напряжения близкую к концу кривой разряда, то есть 3.5В на банку, а в окно Loss ставим пока 0!!! (например полностью заряженная батарея 4S 16,8В, в No Load выставляем 3.5*4=14В, в окно Loss - 0В.) Взлетаем, висим или летаем до тех пор, пока не заморгает красный светодиод. Садимся, снова подключаем НАЗУ к РС смотрим, что показывает внутренний вольтметр НАЗЫ, теперь от этого напряжения отнимаем, то напряжение, что было вбито у нас в окно No Load, т.е в нашем случае, допустим что после посадки напряжение на аккумуляторе стало 14,6В, то есть 14,6 - 14 = 0,6В - это будет значение для внесения в окно Loss!!! Причем, производитель говорит, что если напряжение просадки получается больше 0,3В на ячейку, то такой аккумулятор необходимо заменить и не использовать. То есть, если после посадки вы получите напряжение на аккумуляторе 15,2В,  но при этом напряжение без нагрузки выставлено 14В, то такой аккумулятор ЛУЧШЕ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ.

Надо понимать, что первый уровень настраивается только для визуального полета не далеко от себя, то есть когда вы увидели что заморгал красный, это значит, что пора возвращаться на базу и садиться. Надо, так выставить напряжение Loaded для первого уровня, чтобы запасе было еще около 1-2 минута полета. У меня именно так настроено. 

- Второй уровень - это уровень напряжения, при котором наза автоматом сажает коптер, делает она это следующим образом. При достижении напряжения Loaded, НАЗА смещает центральную точку положения стика газа вверх на 90 %, то есть как бы урезая расход газа почти на половину, тем самым если вы висели на половине газа и сработал второй уровень газа, то даже не трогая стик постепенно будет происходить снижение высоты, так как будет происходить сжимание сжимание диапазона газа. Как написано в инструкции, можно пытаться добавить расход газа, коптер будет плавно откликаться, так же коптер будет как и раньше управляться по PITCH, Roll и YAW, но при этом сказано, что нужно как можно скорее посадить коптер. Напряжение No Load, будет еще ближе к 3.3В на ячейку, а Loss, находится также как и для первого уровня.  

Вот и все, на первый взгляд сложно, но стоит немного уделить время и данная функция будет служить Вам верой и правдой. Стоит добавить, что возможно, кто летает очень агрессивно, данная функция будет срабатывать раньше, при этом придется увеличивать напряжение просадки Loss.

 

2. Пищалки. Пищалка тоже очень полезная штука, помогает дистанционно в зоне слышимости и видимости коптера контролировать нижний предел напряжения ходовой батареи. Тут все понятно, но есть одно НО, я советую покупать не просто пищалку, типа этой, настроена на одно напряжение 3.3В, а покупать пищалку типа такой, там нет цифрового индикатора, он не нужен на коптера, но зато есть кнопка выбора напряжения срабатывания, что тоже очень удобно для более точной настройки нужного напряжения срабатывания.

 

3. Одновременно с вышеуказанными средствами, всегда использую таймер обратного отсчета на аппе, настроенный на 9 минут, 11 минут у меня время полета до автоматической посадки. Очень удобно, запищала аппа, летим на базу!

 

4. Тут все понятно, смотрим на напряжение в очках, мониторе и если есть общий расход акка еще лучше. Данный способ лучший выбор для FPV полетов. 

 

Извиняюсь за много букв, по другому ни как! Всем удачи!

Edited by Drozd79

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Вот видео сделанное с коптера F 550, которым управлял автопилот Наза-M Lite. Великолепный автопилот. не ожидал такого результата и подвесом на сервах управлял он. Главным минусом являлся тот факт, что нет телеметрии... и в мыслях не было, что ее как то можно подключить, ведь у GPS компаса свой разъем, а высота и дальность до места старта важны. далеко так не улетишь, страшновато.

Edited by KIR

Share this post


Link to post
Share on other sites

 НУ

 


 
Вот видео сделанное с коптера F 550, которым управлял автопилот Наза-M Lite. Великолепный автопилот. не ожидал такого результата и подвесом на сервах управлял он. Главным минусом являлся тот факт, что нет телеметрии... и в мыслях не было, что ее как то можно подключить, ведь у GPS компаса свой разъем, а высота и дальность до места старта важны. далеко так не улетишь, страшновато.

Ну и что? Если у осд свой ЖПС то что мешает его установить?. Я так и летаю с 2 мя ЖПС антеннами. В ближайшее время разберусь с выходами антенны от NAZA. Может просто сделаю переходник и подам сигнал на осдшку.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Вот видео сделанное с коптера F 550, которым управлял автопилот Наза-M Lite. Великолепный автопилот. не ожидал такого результата и подвесом на сервах управлял он. Главным минусом являлся тот факт, что нет телеметрии... и в мыслях не было, что ее как то можно подключить, ведь у GPS компаса свой разъем, а высота и дальность до места старта важны. далеко так не улетишь, страшновато.

Важней расстояние до старта и направление на него. Но остаточное  напряжение и ток важней. По этому 2 варианта:

1) ОСД типа http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__35419__Super_Simple_Mini_OSD_System_for_FPV.html покажет только питание.

2) http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/HK_movies2.asp?idmovie=fbc4a059bd9043fb822eb8d165365043 или 

(предпочтительней) http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__24761__F_TEK_OSD_Video_Overlay_Module_w_GPS.html

 

 

По поводу НАЗОВСКОЙ GPS: тарелки с компасом и GPS: у нее 4х контактный разьем. Скорей всего NAZA не задурялась и есть опять всего 2 варианта -

1) (простой)идет 2 канала данных ,1 с компаса и 1 с GPS антенны (как правило стандартный протокол NMEA): тогда находим сигнал с GPS  и заводим его в ОСД. получится 1 антенна 2 устройства. (я так уже делал с FY31AP и APACHE OSD)

2) (сложный) 1 канал прием 2-й передача - в общем квадратная шина: тут все сложней и скорей всего ничего не удасться придумать.

Edited by Anothercat

Share this post


Link to post
Share on other sites

Могу вас огорчить, там 2 вариант.

И если-бы ломанить эту шину было просто - давно были-бы в продаже телеметрии с показаниями оттуда, но таких пока только 2 iOSD и iOSD-Mini.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Могу вас огорчить, там 2 вариант.

И если-бы ломанить эту шину было просто - давно были-бы в продаже телеметрии с показаниями оттуда, но таких пока только 2 iOSD и iOSD-Mini.

ну шину пожалуй ломать не надо - все стандартно, а вот с последовательностью передаваемых данных - слишком геморно для 1 экземпляра (друг разбирался с протоколом передачи данных в системах Шлюмберже для измерения уровня топлива в цистернах). Знач судьба летать с 2мя ЖПС антеннами :) ну ажно цельных 50 грамм дополнительно... 

Edited by Anothercat

Share this post


Link to post
Share on other sites

А чем вариант летать с родной ОСД не нравиться?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now