Привет. Это будет смесь отчета и информации для новичков. До попадания на этот форум вообще ничего не знал, да и паяльник ни разу не держал, поэтому пишу для таких же как и я новичков. А может кто-то пустит слезу, вспоминая свой первый опыт и аппарат =) Вобщем просьба не стебать, а направить, если что не так =) По совету @KIR первой моделью был выбран skywalker v6 и он же помог выбрать начинку, которая, как я выяснил позже после недели гугления, оптимальна для такого планера. Хочу выразить за это большую благодарность. В моем комплекте пока все необходмое для облета без FPV, остальное еще ждет доставки (если нужны подробности по подборанным компонентам - пишите). Первые затыки возникли сразу после получения skywalker - как что и куда подключать было ну совсем не понятно. Скажу, как дитя гугла - найти информацию уровня beginner не просто как на русском, так и на английском - кругом термины и подключение у людей является само собой разумеющимся процессом. На самом деле это просто, но велик страх спалить что-нибудь, поэтому научный тык был отложен на крайний случай. Приведу несколько открытий по подключению и сбору (пока без fpv, буду дополнять по мере поступления деталей), на которые пришлось потратить изрядное кол-во времени. Пишу в том виде, в каком этой информации я был бы счастлив, найди ее где-нибудь в одном месте. Подключение приборов для облета без FPV. 1. Какой стик джойстика за что отвечает? Там 2 схемы придуманы, но большая часть людей делают схему, которая называется mode2: левый стик: вверх/вниз - обороты двигателя, влево/вправо - руль направления (РН) - это вертикальный руль в хвосте. правый стик: вверх/вниз - руль высоты (РВ) - горизонтальный руль в хвосте. влево/вправо - элероны, те рули в крыльях. 2. Как правильно подключить мотор? Мотор я подключал к реглятору оборотов тремя ничем не отличающимися проводами. Оказалось, что провода можно подключать любой к любому, а если мотор крутится не в ту сторону, то два любых провода поменять местами. 3. Приемник - это штука, которая стоит в самолете, ловит приказы от пульта и отдает на нужный прибор. Но приемник нужно сначала "забиндить" (т.е. создать связку) с пультом. Как это сделать - лучше читать в инструкции приемника или искать на ютубе. 4. Регулятор оборотов (на большенстве форумов известен, как "регуль") я подключал к приемнику в канал N1. Он подает питание на приемник и принимает инструкции от приемника, с какой скоростью ему крутить винт. Другими двумя толстыми проводами регулятор надо подключить к батарее, но так, чтобы можно было легко отключать и подключать батарею - делать это придется очень часто. Для этого у вас должны быть удобные переходники. 5. Элероны - это рули крена самолета. Сервоприводы для элеронов должны работать синхронно, поэтому подключаются к одному каналу в приемник. Запоминаем сразу - черный это минус, красный это плюс, по желтому идет сигнал управления. Но поскольку элеронов 2 и шнурков от них соотв тоже 2, а управляющий ими канал только 1 - берем паяльник и перепаиваем: желтый провод отпаиваем от разъема сервопривода правого крыла и припаиваем к желтому проводу в разъем сервопривода левого крыла. У нас получилось 2 разъема. Разъем с 4 проводками втыкаем в управляющий элеронами канал приемника (у меня N2), а разъем с 2 проводками втыкаем в любой свободный канал. Как вы догадались - тут у нас оба сервопривода получают питание по красному и черному проводу, а вот два желтых получают одинаковый сигнал и управляется только с одного канала. Поскольку в крыльях сервоприводы стоят зеркально, то работать будут сразу как надо - когда правый элерон поднимается, левый опускается и наоборот. 6. Руль высоты. Сначала я перепутал и неправильно подключил его к сервоприводу, что привело к крашу. Поэтому проверяем себя - правый стик джойстика вниз - руль высоты поднимается наверх. Склейка/Центровка Советы буду раздавать такие, какие хотел бы получить сам. Переписывать инструкцию по склейке смысла не вижу, в общих чертах хочу сказать, что если очень хочется все скорее склеить, но еще потом надо будет какие-то еще провода вести в тот же хвост - при склейке заложите где надо веревочку, а лучше две. После появления необходимости привяжете к ней провода и вытяните в нужном месте. Если никогда не пробовали раньше поднимать модель в воздух, для начала примите это - будут краши. Будут 100%. И лобовые столкновения с землей с большой высоты, и кусты, и хвост оторвется и нос расфигачит. И гармошки. Но это не страшно. Пенопласт, из которого сделана модель, отлично склеивается и выпрямляется. Просто советую купить запасной тюбик чудо клея. Поэтому заморачиваться с раскраской усилением и чем-то еще нет. Когда будете уверены - просто смените учебный корпус на новенький и красьте. Также симуляторы симуляторы и симуляторы. Я подключал джойстик от xbox 360, тк он близк по управлению к реальному пульту - те же стики. Но можно купить спец. переходник чтобы подключить ваш джойстик к компьютеру через jack и usb. Симулятор использовал aerofly RC 7 (он отлично идет на mac). Перед первым пуском нужно дрочиться, пока не будете сажать самолет легко и непринужденно. Заодно посчитайте краши при посадке в симуляторе - это то, сколько раз вам не придется склеивать своего skywalker. Как понять, что тренировки на симуляторе прошли успешно (нашел на зарубежном форуме) - поднимаете самолет, делаете круг, делаете горизонтальную восьмерку в одну сторону, в другую, сажаете рядом с собой. Несколько раз подряд без крашей и ошибок - это большой прогресс для новичка. Еще одни грабли, на которые я наступил, это не проверил центровку. Про центровку я знал, не не думал, что немного смещенный центр заставит самолет делать в воздухе сальто и биться головой об асфальт. Как центрировать тоже нигде особо не пишут. Или я не нашел. На британском форуме нашел способ, который годится для полевых условий - около сервоканалов в крыльях воткнул две кнопки. Когда самолет полностью в сборе - ставим пальцы на кнопки и приподнимаем самолет. Если висит ровно, крылья горизонтальны - центровка ок. Я проверяю центровку перед каждым пуском даже в пределах одного дня, тк полсантиметра вперед/назад при установке батареи легко меняют центровку. Если все горизонтально, а нос или хвост заваливаются в полете - переставляете кнопки в крыльях немного и снова тестируете. В итоге история моих полетов свелась вот к чему: день 1. Нет центровки. Совсем. Несколько Сальто и краш мордой вниз в мясо. Расстройство. Гугл. Ремонт. Центровка. Надежда. День 2. Центровку есть, немного правим ее в процессе. Нет опыта, теряю контроль, потеря скорости и краш мордой вниз в мясо. Оптимизм. Ремонт. Симуляторы 3 дня. День 6-9. Полетал и сел. Полетал и сел. Полетал и сел. Посадки все еще жестковаты, но симуляторы творят чудеса. Микро-ремонт каждый день - это пока норма. Видео первого относительно нормального полета.
Жду FPV с очками и продолжение следует. PS. Если что не так делаю или советую - поправляйте =)