amigaman

Как определить центровку

36 сообщений в этой теме

.Но в случае например Х-8 сужение имеет место быть очень явным, и он тоже может быть носителем

FPV....

у моего Х-5 ЦТ расположен на 10% САХ, а другой скажет, что у его Х-5 центровка

расположена на 15%. А тут еще где то рядом оказался новичок (тоже с Х-5) и услышал это... Как Вам такой расклад? Я говорю про то, что это не

есть плохо, когда приходят к единому знаменателю, а не о залезании в дебри расчетов.

С уважением.

Думаю, просто стоит в этой теме просчитать диапазон допустимых центровок для различных носителей и свести в некую информационную таблицу. В ней отразить особенности поведения моделей при указанных центровках. Тогда и рассчеты подтвердятся ПРАКТИКОЙ, и информации полезной для новичка будет много.

Для стандартного крыла СКАЯ я это уже сделал, хотелось бы, чтобы владельцы носителей подключились к процессу и поделились своим опытом. Заодно и методику на практике опробуем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Посмотрел на хвост СКАЯ, у него симметричный, а не несущий профиль. Так что способность летать при "задних" центровках обусловлена, скорее всего, плечом, которое обеспечивает расположение гориз. стабилизатора.

Способность Ская летать при "задних" центровках обусловлена так же и тем, что он является ярковыраженным

высокопланом. Да плюс к тому приподнятые "уши" крыла, что делает его еще более высокопланистым.

Если рассмотреть расположение ЦТ относительно центра давления в вертикальной плоскости, то мы увидим,

что ЦТ расположен значительно ниже центра давления, который будет располагаться в поперечной плоскости

расположения САХ. Центр давления фактически будет даже несколько выше поверхности центральной части крыла.

Образно выражаясь, центр давления есть точка подвески маятника, каковым является ЦТ. Как известно, маятник,

предоставленный сам себе после какого-либо воздействия стремится попасть в точку равновесия (покоя). Так и ЦТ

Ская после какого - либо внешнего воздействия или эволюции рулями будет стремится сохранить равновесие.

Иными словами Скай, как впрочем и любой другой высокоплан обладает "природной" устойчивостью.

Поскольку правильное расположение ЦТ необходимо для того, чтобы обеспечить устойчивость ЛА, а так же требуемые

характеристики управляемости, то в случае с высокопланами можно сказать, что этот параметр благодаря

"природной" устойчивости будет обладать наибольшим диапазоном допустимых вариантов расположения ЦТ

по отношению к САХ по сравнению со среднепланами и тем более низкопланами.

Вот почему большинство транспортных аеропланов выполнено по схеме высокоплан. "Задневатая" центровка

под 40% вполне допустима для Ская, его высокопланная схема позволит например при увеличении угла атаки

(тангажа) получить дополнительную устойчивость, возникающую за счет смещения (поворота) ЦТ вперед относительно

центра давления.И наоборот, в случае БД-5 (низкоплан) центровка под 40% может оказатся губительной. В варианте

FPV влияние также будет оказывать размещение оборудования по отношению к вертикальной плоскости.

Поэтому для него ЦТ лучше пожестче привязать к общеприменимым 25-30% САХ.

В довесок приведу несколько примеров диапазонов центровок (из "большой" авиации) для спортивных планеров-

высокопланов. Л-13 "Бланик"- 23-38%, А-15 имеет 24-35%, "Кобра-15" - 23-40%, "Пират" - 28,5-44%, "Янтарь-Стандарт"

- 19-47%, "ЛАК-9" - 20-43% САХ.

Но вааще для хлопца - новичка, юзателя Ская, попавшего сюда за советом по центровке скажу: ЦТ для начала

располагай на 25-30% САХ, и если ты правильно и ровно собрал аппарат-полетишь. "Переднее" и "заднее" сперва

не надо, хотя бы потому, что неизвестно, какое оборудование и где в вертикальной плоскости ты добавил. Можно

же добавить и столько, что даже и Скай утеряет некоторые высокопланные свойства...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так вот почему центровка Ская так сильно сдвинута назад (35% если Василий в расчетах не напутал). У него стабилизатор вероятно обладает определенными несущими свойствами, он довольно большой и расположен выше плоскости крыла.

Для Ская 35% не является сильно сдвинутой назад центровкой. У Ская, как и у любого современного самолета классической схемы

стабилизатор НЕ несущий. В этой теме авторы даже узрели, что у него симметричный профиль, а это свидетельствует о том, что

и в проекте Скай - это абсолютно нормальный классический высокоплан.Т-образное хвостовое оперение обычно выбирают, чтобы

вынести стабилизатор из затенения крыла на больших углах атаки, но у Ская главная причина на мой взгляд-это обеспечение

сохранности стабилизатора при посадке без шасси.

Конечно запас продольной устойчивости при ЦТ 35% САХ будет меньше, чем при 25%, но благодаря ярковыраженной высокопланной схеме

уменьшенная устойчивость будет слихвой компенсирована эффектом маятника и аппарат будет вполне устойчив и отлично маневрен

по тангажу. Некоторые несущие свойства стабилизатор будет иметь в режиме перехода в пикирование. А так скорее всего при такой

центровке несущие свойства стабилизатора близки к нулю. При таком раскладе устойчивость во многом обеспечивается высокопланностью,

а стабилизатор в таком случае обеспечивает только отличную управляемость по тангажу.

Хотя при центровке в 25% стабилизатор будет иметь отрицательное значение подьемной силы и будет участвовать непосредственно

в обеспечении устойчивости самолета (будет компенсировать пикирующий момент, возникающий от взаимодействия

ЦТ и центра давления).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обьясните пожалуйста, как осуществить первоначальную центровку, чтобы поднять модель в воздух. Отметить точки САХ на крыле, взять за них 2-мя пальцами и отцентровать для начала?

Например как указано здесь http://avia-modelizm.ru/proverka-ctbalans.html ?

Либо орентироваться по точке на фюзеляже, которую указывает производитель?

Носитель Skywalker X8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

skywalker x 8 manual в гугле первая ссылка на мануал по сборке, 21 фото. Говорят, что 440 мм от носа, между хваталками.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Перевернутая табуретка и разрезанный деревянный кубик пополам,  потом получившиеся пирамидки клеим термоклеем к ножкам . Получается почти идеальный стенд для центровочных работ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы наверное меня не поняли.
Если центровку брать по точке указанной производителем она одна
По точкам САХ она другая
Вот и спрашиваю, как правильнее? Что брать за точку отсчета?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы наверное меня не поняли.

Если центровку брать по точке указанной производителем она одна

По точкам САХ она другая

Вот и спрашиваю, как правильнее? Что брать за точку отсчета?

 

Брать нужно ту, которая хорошо летит.

 

Если производитель указал - возьмите ее и попробуйте. Вот если тогда не понравится как летит - то это повод для собственных расчетов.

 

И расскажите как вы считаете САХ на этом крыле.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Посчитал расположение ЦТ для крыла Sky Walker 1900 (new 2014 года).

Для 30% САХ получил 75мм от передней кромки. Подробности тут: http://j.mp/25xR2OL

Данное расположение ЦТ совпадает с рекомендациями в теме Skywalker FPV FAQ.

Всем приятных полетов!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
для классики очень удобно использовать простую формулу Хцм в процентах сах крыла оптимальный =0.5 х Агох100%----где Аго коэфициент продольной устойчивости=  произведение соотношений площади стабилизатора к  площади крыла и плеча к сах!!! например  для стабилизатора площадью 2 дм2 и крыла площадью 10 дм2 соотношение равно 0.2 ----а соотношение плеча от центра давления крыла до центра давления стабилизатора 4дм при сах крыла в 1 дм равно 4-----тогда Аго=0.2х4=0.8, а точку ценра масс получаем в 0.5х0.8х100%=40%сах или 0.4 дм ----  при этом допустимый диапозон центровки  0.4хАгох100% предельно передняя и 0.6хАгох100% предельно задняя на задней центровки допустимо летать только в штилевую погоду или парить в термиках----управление по тангажу становиться очень чутким ---- при высокой турболентности всегда только передняя центровка!!!
Изменено пользователем expertx

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас